Выездные налоговые проверки (ВНП) проводятся на территории субъекта хозяйствования и представляют собой эффективный метод контроля соблюдения законодательства в сфере налогов.
Фискальная налоговая служба с 2014 по 2017 г. провела всего 34 проверки. Основное внимание уделялось проверке сделок, имеющих высокий налоговый риск для определенной отрасли. Особенно это касается заключения договоров с иностранными партнерами. Рассмотрим особенности и причины проведения ВНП.
Выездные проверки и особенности их проведения
ВНП включает полный спектр действий по проведению:
- инвентаризации на объекте;
- анализа данных налогового учета;
- осмотра территорий, предметов, которые прямо или косвенно связаны с объектом, подлежащим налогообложению;
- проверки всех бухгалтерских документов, которые отражают финансово-экономическую деятельность, содержания договоров, фиксирующих отношения с контрагентами, иных данных по требованию инспектора.
Результатом проверки станет выявление недобросовестных плательщиков, а также взыскание пени, штрафов или недоимок по налоговым сборам, привлечение виновных в нарушении законодательства к ответственности.
Выездной вид проверки значительно объемнее камерального. При ее проведении применяются исключительно оригинальные документы. К другим особенностям такого метода контроля относятся:
- отчетный период берется за последние 3 года;
- возможна выемка необходимых документов, а также предметов в рамках налогового кодекса (НК);
- продолжительность не более двух-трех месяцев;
- увеличение срока возможно при отсутствии необходимых документов или нарушениях, которые будут требовать дополнительной проверки.
Инспекция Федеральной налоговой службы (ИФНС) может назначить проверку в любое время для различных субъектов хозяйствования.
Законодательная база, определяющая порядок и концепцию ВНП
Основным документом, согласно которому осуществляется ВНП, является Налоговый кодекс (НК) России. Статья 89 содержит полную информацию о проведении такого вида проверки. Особый интерес представляет статья 221, где содержится перечень обязательных вычетов, которые будут представлены в налоговой декларации субъектом хозяйствования.
Согласно Письму Минфина N 03-02-07/1/8547 от 15.02.2017 г., определяется концепция осуществления планирования ВНП, в ходе которой анализируется полученная информация о налогоплательщике, описывающая его деятельность.
В Постановлении N 53 Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 12.10.2006 г. содержится список обстоятельств, при которых субъект проверки необоснованно получает налоговую выгоду.
На основе всех данных исследований ИФНС отбирает кандидатов на ВНП. Для налоговиков особенно важную роль играет Концепция системы планирования ВНП, которая была утверждена Приказом ФНС России N ММ-3-06/333 от 30.05.2007 г. В данном документе прописано 12 основных критериев, определяющих риски. Это позволило облегчить анализ и отобрать кандидатуры для назначения ВНП.
12 причин назначения ВНП
Концепция планирования ВНП позволяет сделать выборку объектов, на которых были выявлены определенные нарушения налогового законодательства в осуществлении деятельности. После того, как кандидат определен, выявляются «зоны риска», на которые работники фискальной службы обращают особое внимание.
К основным причинам проведения ВНП относятся:
- Низкий показатель нагрузки по налогам в конкретной отрасли, определенной сфере деятельности, если сравнивать с иными субъектами.
- Значительное опережение темпов роста расходов, связанных с осуществлением работ, реализацией товаров или предоставлением услуг по сравнению с доходами.
- Среднемесячная заработная плата сотрудников не достигает среднего уровня, установленного в данном виде экономической деятельности.
- Не предоставляются запрашиваемые налоговиками документы, пояснения в отношении запросов, связанных с несоответствием определенных показателей деятельности законодательству.
- За последние два года и более наблюдаются убытки. Риск проверок повышается, когда организация убыточна, зарплата находится ниже среднего уровня, а выручка от реализации высокая, с большим вычетом НДС.
- Данные бухгалтерской отчетности показывают, что рентабельность уменьшается на 10% и более, если сравнить среднестатистические данные для конкретной отрасли.
- Если в годовом отчете по налогам выявлена сумма вычетов по НДС, равная или превышающая 89% от суммы налога, который начислен с налоговой базы.
- После государственной регистрации юрлица наблюдается от двух и более случаев, когда происходит постановка на учет и снятие с него в налоговой службе. Основанием для этого служила смена юридического адреса, иначе говоря, своеобразная «миграция» от одной налоговой инспекции к другой.
- Как гласит ст. 221 НК, индивидуальный предприниматель осуществляет вычеты, указанные в декларации, заполненной согласно форме 3-НДФЛ. Когда в ней расходы на 83% и более превышают доходы, есть основания для детальной проверки, которой подвергается каждая расходная статья.
- Когда величины показателей, установленных НК, часто приближаются к пределу (меньше 5%), что обусловлено применением спецрежима.
- Деятельность субъекта осуществляется исключительно для деловой цели, при заключении договоров с посредниками и перекупщиками не указываются экономические обоснования. Это считается нарушением согласно Постановлению Пленума ВАС РФ N 53 от 12.10.2006.
- Возникновение налоговых рисков при работе с контрагентами.
Данный перечень не исчерпывает все ситуации, но он позволяет проверить свою компанию по основным критериям. Если фискальная служба выявила хотя бы 2-3 вышеуказанных причины, то в ближайшем будущем следует ожидать выездную налоговую проверку.
Как оценить уровень налоговых рисков при сотрудничестве с контрагентами
Приоритетной причиной считается повышение налоговых рисков при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности. Под налоговыми рисками подразумевается вероятность нарушений закона после не совершения либо совершения конкретных действий.
Согласно содержанию Письма Министерства финансов России от 13.12.2016 N 03-02-07/1/74372, риски оценивают в соответствии с рядом критериев, когда субъектом не предоставлены:
- документы, подтверждающие полномочность контрагентов;
- информация о госрегистрации в ЕГРЮЛ;
- данные о точном фактическом юридическом адресе контрагента, расположении складов и производственных объектов;
- документальное подтверждение личности представителя партнера.
Во избежание критического повышения таких рисков нужно запрашивать у своих контрагентов не только уставные документы, но и копии выписок из ЕГРИП, ЕГРЮЛ, другие виды реального подтверждения деятельности. Это избавит от лишнего внимания со стороны ИФНС, поможет избавиться от сотрудничества с мошенниками, создающими фирмы-однодневки.
Выводы
Выездные налоговые проверки, несмотря на небольшое количество их проведений, способны эффективно наполнить бюджет и выявить недобросовестных налогоплательщиков. Чтобы не стать объектом проверок, необходимо проанализировать все вышеуказанные 12 критериев – они и будут служить основанием для ВНП.
Можно готовиться к встрече с налоговым инспектором, когда по итогам анализа у компании:
Всем хозяйствующим субъектам необходимо систематически проводить комплексный анализ своей финансово-экономической деятельности, учитывая вышеперечисленные критерии. Это позволит не только избежать проверок, но и лучше уяснить свои налоговые обязательства, оценить конкретный уровень налоговых рисков. По итогам такого анализа проведенной работы можно сделать определенные выводы, которые помогут улучшить финансово-экономические условия и уровень дохода.
На разных этапах развития компании бухгалтеру необходимо учитывать разные финансовые показатели. Мы работаем с фирмами любого масштаба в любой отрасли — от начинающего предпринимателя до крупного бизнеса. Подробнее о стоимости наших услуг можно узнатьпо ссылке