На современном цифровом рынке электронные услуги становятся все более распространенным явлением. Чтобы ответить на этот новый вызов в области связей с общественностью, государство должно разработать соответствующую систему регулирования. Особое внимание следует уделить налогообложению при продаже электронных услуг в России, особенно в отношении налога на добавленную стоимость (НДС), в просторечии известного как "налог на Google". Знание того, как правильно применять и начислять НДС для таких видов сделок, необходимо для обеспечения честной и прозрачной коммерческой деятельности.
Внедрение правильной системы помогает обеспечить налогообложение электронных услуг в соответствии с их истинной стоимостью. Это обеспечивает равные условия для всех участников рынка, независимо от размера и сферы деятельности. Принятие эффективного налогового регулирования является важным шагом на пути к созданию более справедливой экономики. Оно также помогает снизить уровень коррупции и уклонения от уплаты налогов, гарантируя, что компании платят соответствующую сумму в государственную казну, которая, в свою очередь, может быть использована для финансирования жизненно важных общественных услуг. Поэтому важно, чтобы те, кто продает электронные услуги, понимали, как работает система НДС в отношении данной категории «товаров». В противном случае это может привести к значительным штрафам и другим юридическим последствиям, поэтому предприятиям любого размера, работающим в этой сфере, необходимо постоянно следить за выполнением своих обязательств. Обращаясь к в правильной системе налогообложения, вы можете быть уверены, что достигнута финансовая прозрачность, а вашим клиентам она обеспечена.
В 2019 году иностранные поставщики электронных услуг были обязаны уплачивать налог на добавленную стоимость (далее - НДС) в соответствии со статьей 174.2 Налогового кодекса Российской Федерации, не полагаясь на налоговых агентов, находящихся в России. Однако в связи с санкциями, введенными против нашей банковской системы, и выводом международных платежных систем из страны в 2022 году, эта обязанность становится все более сложной для иностранных компаний. В результате иностранным компаниям пришлось искать новые решения, чтобы выполнять свои обязательства по НДС и оставаться в соответствии с российским законодательством.
30 марта 2022 года Федеральная налоговая служба издала Письмо № СД-4-3/3807@, в соответствии с которым «российским организациям, индивидуальным предпринимателям, приобретающим указанные в статье 174.2 Кодекса услуги в электронной форме у иностранных организаций, а также иные облагаемые НДС в Российской Федерации услуги и товары, рекомендуется самостоятельно исчислять, удерживать и уплачивать НДС в бюджет Российской Федерации». Данная директива являлась рекомендацией, а не обязательным требованием, однако ее успешное выполнение обеспечивало соблюдение российскими организациями применимых налоговых обязательств. В целях реализации данного механизма в централизованном порядке на законодательном уровне, Федеральным законом от 14.07.2022 № 323-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» были внесены соответствующие изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в том числе в статью 174.2 НК РФ. Данные поправки вступили в законную силу 1 октября 2022 года. Эти изменения призваны помочь модернизировать российскую налоговую систему и привести ее в соответствие с современными экономическими реалиями. Новый закон обещает обеспечить более четкий и комплексный подход к налогообложению.
С 1 октября 2022 года организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся на территории России и приобретающие электронные услуги у иностранных компаний, обязаны исчислить, удержать и уплатить в бюджет налог на добавленную стоимость, а потом заявить его к вычету в общем порядке (п.п. 1 и 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). При этом, зарубежные организации будут исчислять и уплачивать НДС только при реализации электронных услуг физическим лицам (не индивидуальным предпринимателям).
Приобретение может быть осуществлено через посредника, находящегося в России - организацию или индивидуального предпринимателя, либо обособленное подразделение иностранной компании, осуществляющее деятельность на территории Российской Федерации, который принимает непосредственное участие в сделке. В данном случае данные лица берут на себя бремя за выполнение налоговых обязательств покупателя.
В действующем Налоговом кодексе Российской Федерации (статья 174.2) перечислены электронные услуги, которые подлежат налогообложению, однако официального определения «электронных услуг» с точки зрения законодательных или государственных органов до сих пор не существует. На наднациональном уровне Директива № 2006/112/EC Совета Европейского Союза дает определение электронной услуги, которое в основном фокусируется на способе ее передачи и форме представления. При этом, если учесть нормы европейского права в отношении данной категории «товаров», то электронной услугой является автоматизированная загрузка через Интернет программного обеспечения с сайта собственника.
Кроме того, пунктом 1 статьи 174.2 НК РФ также перечислены операции, которые не относятся к услугам в электронной форме, являющимся объектом налогообложения НДС. Такими операциями являются:
- реализация товаров (работ, услуг), если при заказе через сеть Интернет поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) осуществляется без использования сети Интернет;
- реализация (передача прав на использование) программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных на материальных носителях;
- оказание консультационных услуг по электронной почте;
- оказание услуг по предоставлению доступа к сети Интернет.
Кроме того, в данной статье указано, что НДС не применяется, когда клиент использует электронные средства платежа для приобретения товаров и услуг в Интернете. Наконец, в статье также разъясняется, что НДС применяется, когда компания предоставляет цифровой контент, разработанный специально для одного пользователя по его запросу. Это включает интерактивные телевизионные программы, созданные по запросу, а также аудио-, видео- и другой цифровой контент.
Электронная услуга, приобретенная у иностранной компании, будет являться объектом налогообложения, если местом реализации электронных услуг является территория Российской Федерации. Для определения места реализации услуги следует руководствоваться нормами подпункта 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ, в соответствии с которым в общем порядке если российский покупатель осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации, то электронные услуги, реализуемые ему иностранной компанией, считаются реализованными на территории Российской Федерации.
В заключение следует отметить, что данная статья Налогового кодекса дает исчерпывающее представление о том, какие услуги облагаются НДС при предоставлении их в электронном виде. В ней подчеркивается необходимость для предприятий ознакомиться со всеми применимыми нормативными актами, прежде чем предоставлять такие услуги.
Когда речь идет об услугах, оказываемых организацией из страны Евразийского экономического союза (Беларусь, Армения, Кыргызстан, Казахстан), определение места реализации усложняется. Для определения места совершения сделки в соответствии с пунктами 29 и 33 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, работ и услуг (Приложение № 18 к Договору о ЕАЭС) необходимо учитывать Письма Минфина России от 17 сентября 2021 года № 03-07-13/1/75553, от 21 июля 2020 года № 03-07-13/1/63374 и другие. Например, при предоставлении рекламных услуг, услуг по обработке информации и передаче прав на программное обеспечение местом реализации будет РФ, поскольку покупатель российский.
Кроме того, что в соответствии с письмом ФНС России от 08.08.2022 № СД-4-3/10308@, если до 1 октября 2022 года покупателем перечислен аванс в счет оказания услуг в электронной форме, включая сумму НДС, то обязанности налогового агента у покупателя по данной сделке не возникает.
В свою очередь, в зависимости от того, кто будет являться налоговым агентом при реализации электронных услуг иностранной компанией (иностранное лицо, российской лицо-посредник, или российской лицо-получатель услуг), действующим налоговым законодательством Российской Федерации регламентирован следующий порядок расчет подлежащего уплате НДС:
- российские организации, в том числе индивидуальные предприниматели - посредники по продаже электронных услуг рассчитывают НДС по ставке 20 %;
- иностранные организации, их посредники - иностранные организации рассчитывают НДС по ставке 16,67 %;
- российские компании, в том числе индивидуальные предприниматели, являющиеся покупателями электронных услуг у иностранной компании, рассчитывают НДС по расчетной ставке 20/120. Исчисленный НДС удерживают из стоимости вознаграждения, которое выплачивается зарубежному поставщику электронных услуг.
Иностранные организации и посредники в соответствии с пунктом 3.2 статьи 169 НК РФ не обязаны составлять коммерческие документы (счета-фактуры, книги покупок и пр.). Налоговые агенты в соответствии с пунктом 3 статьи 168 НК РФ, в свою очередь, должны выставить счета-фактуры не позднее пяти календарных дней после окончания квартала, в котором поступила оплата за услуги в электронной форме.
Налоговые агенты также должны убедиться в том, что предоставлена четкая документация по всем соответствующим расходам, понесенным в целях уплаты налогов от имени иностранной компании, и что все счета-фактуры зарегистрированы надлежащим образом (п. 2 ст. 169 НК РФ). Кроме того, любые изменения в сумме налоговых вычетов подлежат обязательному уведомлению в течение 15 дней с даты такого изменения (п. 5 ст. 169 НК РФ). Все документы должны быть предоставлены по требованию налоговых органов для проведения проверки или аудита.
В заключение следует отметить, что иностранные компании и посредники, предоставляющие электронные услуги, должны соблюдать все применимые законы, касающиеся налогообложения, чтобы избежать возможных юридических проблем и штрафов. Надлежащее ведение документации и отчетности имеет важное значение для обеспечения соблюдения этих норм. Несоблюдение этих требований может привести к значительным финансовым штрафам или другим санкциям. Поэтому важно, чтобы все заинтересованные стороны строго соблюдали соответствующие правила и нормы налогообложения.
.Многие вопросы по налоговому и бухгалтерскому учету решаются неоднозначно и требуют затрат, которых вы можете избежать, получив профессиональную поддержку нашей команды. Подробнее о наших бухгалтерских услугах можно узнать по ссылке.