В 2019 г. все больше физических лиц регистрируются в качестве самозанятых предпринимателей. К таким лицам законодательно относятся те, кто своими силами, без регистрации ИП, оказывают спектр бытовых услуг населению, предварительно уведомив о таком виде деятельности контролирующий орган. Работа по этому сценарию достаточно удобна по таким причинам:
- нет необходимости вести Книгу учета, сдавать отчетность в контролирующие органы;
- не нужно выплачивать взносы на страхование;
- отсутствует необходимость подсчитывать сумму налога.
При этом для ООО есть неоспоримый плюс сотрудничества с самозанятыми лицами – не придется вносить в бюджет взносы на соцстрахование и НДФЛ. Причиной этого служит то, что такие предприниматели самостоятельно платят денежные суммы за себя, их не нужно дополнительно страховать.
Есть единственное исключение – если физлицо работало у компании на протяжении 2-х лет до заключения нового договора. В этом случае придется вносить обязательные суммы в полном объеме. При этом самозанятый может сотрудничать с другим предприятием или же работать по договору ГПХ – в таких ситуациях ограничения отсутствуют.
Какой договор выгоднее заключать?
Если есть сомнения в том, договор какой правовой природы будет оптимальным при сотрудничестве с самозанятым лицом, стоит выбрать стандартную ГПХ-форму. В ней необходимо отметить, что человек, оказывающий услуги, является не просто исполнителем. Нужно прописать, что самозянятый будет платить отчисления в бюджет и подавать необходимые сведения контролирующему органу самостоятельно.
Также рекомендуется учесть в договоре момент того, что исполнитель должен оповестить нанимателя о смене статуса – ведь сняться с учета не сложнее, чем стать на него. Это несет определенные риски для предприятия:
- начисление страховых взносов за такого сотрудника;
- выплата НДФЛ;
- отображение работы во всех подаваемых в налоговую инспекцию отчетах.
Следует указать, что самозанятый должен предупредить нанимателя в письменном виде о желании сняться с учета не менее, чем за 3 дня до этого действия.
Что нужно учесть при сотрудничестве с самозанятым?
Первым делом необходимо проверить статус физического лица, которое будет оказывать услуги компании. При отсутствии правильно оформленной регистрации человек не будет считаться самозанятым, что, опять же, приведет к необходимости предприятию выплачивать за него взносы в бюджет.
Для проверки можно воспользоваться 2-мя методами:
- попросить у человека справку, где обозначена его постановка на учет в качестве плательщика за получаемый при профессиональной деятельности доход по форме КНД 1122035;
- уточнить статус на сайте налоговой инспекции.
Второй вариант более надежен – он дает возможность увидеть реальное положение дел на сегодняшний день.
Также нужно упомянуть об учете расходов на самозанятое лицо для предприятий, работающих на УСН. В этом случае подтвердить оплату можно с помощью чека, который человек предоставит в печатном виде, или же отправит в электронной форме на e-mail, с помощью SMS. Нет необходимости дополнительно составлять акт – чек является подтверждением как предоставления услуги, так и последующего проведения оплаты за нее.
Наша компания предлагает полный комплекс бухгалтерских услуг для ИП и ООО, работающих по любым системам налогообложения. Квалифицированные специалисты с многолетним опытом занимаются подготовкой и сдачей отчетности, расчетом зарплаты, налогов, обработкой различной документации, а также выполняют другие работы, связанные с бухгалтерским и кадровым учетом. Подробнее о стоимости наших услуг можно узнать по ссылке