Эффективные способы обжаловать решение налогового органа
Налоговая проверка выполняется в несколько этапов, на каждом из которых плательщик имеет право выразить свое несогласие по поводу действий и выводов налогового органа.
1. Если налогоплательщик обнаружил беззаконие в действиях инспектора при проверке, то он имеет полное право обратиться в прокуратуру или в высший налоговый орган.
2. Налогоплательщик может выразить свое несогласие в связи с актом налоговой проверки. Жалобы лица будут направлены в тот налоговый орган, который обеспечивал проверку. Но это действие плательщику необходимо совершить в течение одного месяца после полученного акта. Чтобы удостовериться касательно даты полученного акта, необходимо предоставить расписку с настоящей датой вручения. В случае получения акта по почте, внимательно подсчитайте число, в которое акт считается полученным.
Несогласия подаются только в письменном виде вместе с копиями документов, которые служат подтверждением правоты плательщика. Для подачи возражений можно воспользоваться почтовой отправкой, однако помните о том, что возражения по почте могут идти значительно дольше, чем планировалось первоначально.
Иногда при рассмотрении акта и возражений, поданных плательщиком, органы могут снять отдельные доводы. А иногда возражения могут привести к тому, что налоговый контроль проведет дополнительные мероприятия.
При подготовке возражений необходимо максимально детально описать, почему вы не согласны с актом с правовой и с документальной точек зрения.
3. Затем рассматриваются результаты, которые выдала налоговая проверка. Уже на этом этапе плательщик имеет право предоставить лицу, которое рассматривает результаты, несогласие с итогами в устной форме. Дополнительно к этому, можно принести с собой доказывающие документы. Все несогласия и вместе с ними документы должны быть указаны в протоколе, составление которого является необходимой частью процесса рассмотрения результатов.
4. Когда результаты проверки постановили наличие нарушения и налоговый орган был привлечен к налоговой ответственности, то теперь налогоплательщику предстоит обжаловать досудебный ненормативный акт налогового акта. Обращаться по этому вопросу стоит в высший налоговый орган. Данный этап обязателен для выполнения, так как без него невозможно добиться защиты суда.
Если налогоплательщик подает жалобу в высший налоговый орган до того, как она вступает в силу, то это называется апелляционной жалобой. Её необходимо подать в тот орган, который вынес решение, так как все документы о проверке находятся именно там. После того, как налоговый орган получает жалобу, он переправляет её вместе с остальными документами в высший налоговый орган.
Существуют и другие пути, куда можно направить свою апелляционную жалобу: в канцелярию, через телекоммуникационные каналы связи или кабинет плательщика.
Если в течение месячного срока налогоплательщик не подает апелляционную жалобу, то по истечению срока он может заняться обжалованием решения налогового органа, которое уже вступило в силу. Такая жалоба не будет именоваться «апелляционной». В случае пропуска срока плательщик может походатайствовать перед высшим органом, чтобы тот восстановил срок. Безусловно, в этом процессе необходимо приложить данные о причинах пропуска.
Апелляционная жалоба и просто жалоба содержат одинаковый список элементов, которые должны присутствовать в документах:
- Название высшего налогового органа;
- Данные того, кто подает жалобу (название, адрес проживания, ИНН, данные для связи);
- Название налогового органа, который принимал решение;
- Доказательства плательщика, которые он считает достаточными для того, чтобы решение было признано незаконным;
- Нормы закона, в которых можно найти обоснование доводам плательщика;
- Документы, которые служат доказательства обоснования;
- Расчеты налоговым органом, которые, как считает плательщик, неверны;
- Требования плательщика, которые он выносит на то, чтобы признать решение недействительным;
- Подписи либо исполнительного органа плательщика, либо же его представителя.
Необходимо принимать во внимание то, что налоговый орган может не рассматривать жалобу. Основания для такого хода прописаны в статье 139.3 НК РФ.
Рассмотрение жалоб производится без посредственного участия плательщика. Некоторые случаи позволяют ему присутствовать, но это решает налоговый орган. Налогоплательщик лишен права требовать участия в рассмотрении.
5. Следующий этап обжалования – обращение в арбитражный суд. Для этого лицу дается срок в 3 месяца. Предполагается, что плательщик не будет иметь никаких трудностей в составлении заявления, так как все необходимые составляющие заявления были заранее подготовлены. Хотя иногда заявление стоит дополнить другими элементами.
В целом заявление в арбитражный суд включает в себя:
- Данные о налоговом органе и руководителе, который принял решение. Реквизиты указываются как высшего, так и нижнего налоговых органов;
- Данные о том, что было принято решение;
- Неследование правам плательщика;
- Доказательство того, что законы и другие документы не согласуются с решением органа;
- Требование придать решению статус недействительного.
Кроме этих документов, заявление должно иметь в наличии:
- Копию документа о зарегистрированной организации;
- Акт, который подается на обжалование;
- Документы, к которым обращается плательщик;
- Документ о том, что заявление направляется в налоговые органы;
- Доверительное письмо на представителя;
- Документы, которые подтверждают соблюдение порядка;
- Документы о том, что была произведена оплата госпошлины;
Рассмотрение заявления проходит в течение 3 месяцев, однако срок может быть продлен до 6.
6. Если арбитражный суд отказывается принять заявление, то следующим этапом для плательщика станет обращение в апелляционную и кассационную инстанции.
Таким образом, законодательство предполагает возможность обжалования решений и действий со стороны налогового органа. Обжалование проводится как в процессе проведения налоговой проверки, так и после нее. Чтобы жалоба плательщика казалась еще более весомой, желательно обращаться к профессиональным бухгалтерам и юристам.
Бесплатно проконсультируем по текущим вопросам: +7 (812) 441-34-56;
Сопровождение малого бизнеса от 3000 руб, средний и крупный - от 6000 руб в месяц. Подробнее о ценах тут