Каждый предприниматель регулярно сталкивается с различными налоговыми проверками. Органы по налогам и сборам проводят два вида проверок: камеральные и выездные. Оба вида таких проверок сводятся к одному и тому же – контроль за соблюдением законодательства РФ по налогам и сборам.
Отличие камеральной проверки от выездной заключается в том, что: выездные проводятся по месту пребывания бизнесмена, камеральные – в учреждении налоговой инстанции.
Какие бывают виды камеральных проверок
Существует два вида камеральных проверок:
- Общая. Отчёт предпринимателя вносится в специальную программу («Налог-3»), где проводится его анализ. В ситуации, когда отчётность поступает в бумажном виде, специалист налоговой службы вводит сведения в электронную программу вручную. Программа проверяет предоставленную информацию, проводит сверку с предыдущими предоставленными сведениями. Если программа, не выявила ни каких неточностей, ошибок или прочих неверных данных в отчёте – проверка на этом заканчивается.
- Углубленная. Такой вид проверки проводится, когда программа нашла неточности в предоставленном отчёте. Специалист из налоговой может воспользоваться одним или несколькими вариантами перепроверки информации:
- Запросить дополнительную документацию;
- Назначить проведение экспертизы (документации, бланков, штампов и так далее);
- Вызвать свидетелей для уточнения сведений;
- Самостоятельно выехать на место пребывания предпринимателя, чтобы удостовериться в реальности деятельности и работоспособности производства;
- Если документация содержит информацию на иностранном языке – приглашается переводчик.
Над полученными, в ходе проверки, информационными данными, налоговый инспектор проводит тщательный анализ и выносит решение – были выявлены несоответствия в работе налогоплательщика или нет.
Если в процессе проведения проверки все неточности и недочёты были своевременно исправлены – проверка завершается.
Самые распространённые ошибки при оформлении отчётности
При проведении камеральной проверки, в период анализа предоставленной отчётности, часто «всплывают» ошибки и неточности. К самым распространённым ошибкам относят:
- Ошибки в арифметических сведениях;
- Было выявлено занижение выручки;
- В графе «расходы» было выявлено завышение суммы;
- Не была предъявлена документация, где подтверждаются налоговые льготы;
- Пакет нужной документации был неполным;
- Налоговая база НДС и налог на прибыль выявил факт несовпадения;
- Неправильно указан налоговый период или место куда предоставляется декларация.
Это перечень самых распространённых ошибок, которые обнаруживаются в период проведения проверки. Большинство из этих несоответствий были допущены из-за невнимательности самого налогоплательщика.
Не стоит забывать, что невнимательность налогоплательщика может дорого ему обойтись. При составлении любых отчётных данных следует уделять отдельное внимание вносимой информации и перепроверять весь ли пакет нужной документации был собран.
Какие сроки положены для проведения камеральной проверки
Период, выделяемый на проведение камеральной проверки, составляет – три месяца. Когда налоговый инспектор, в процессе проведения проверки, выявляет несоответствия или неточности, налогоплательщику предъявляется несколько требований, для уточнения актуальной информации либо для пояснения по всем выявленным фактам несоответствий.
Для сбора и предоставления в налоговую инспекцию дополнительной информации, налогоплательщику выделяется ещё пять суток. В ситуации, когда предприниматель не уложился в положенный срок: нарушения не были исправлены в добровольном порядке, пояснения не предоставлены и так далее, – ему будет выписан штраф.
Как оформляются результаты проверки
Когда камеральная проверка завершена, инспектор по налогам и сборам занимается оформлением акта, где будут указаны выявленные в ходе проверки несоответствия и сумма налога, которую необходимо будет доплатить. На вручение налогоплательщику акта проверки – предоставляется пять рабочих дней.
Чтобы предоставить разногласия по составленному акту проведённой проверки – даётся один месяц. Если налогоплательщик так и не предоставит необходимые сведения в налоговый орган, тогда в течение десяти рабочих суток, после истечения срока на предоставление разногласий, налоговый инспектор оглашает решение о привлечении нарушителя к ответственности. Такое решение принимается в связи с тем, что налогоплательщик совершил налоговое правонарушение.
В ситуации, когда налогоплательщик не согласен с вынесенным решением, он имеет законные основания на составление апелляционной жалобы в вышестоящую инстанцию. На рассмотрение жалобы отводится период до одного месяца с момента её предоставления. Если по каким-либо причинам срок рассмотрения жалобы продлевается, налогоплательщику должно прийти соответствующее уведомление.
Когда решение, вынесенное вышестоящей инстанцией, не устраивает налогоплательщика – он имеет законное право составить исковое заявление с направлением в судебное учреждение.
Если в ходе проведения камеральной проверки не были выявлены никакие несоответствия – она просто завершается. Налогоплательщику приходит соответствующее уведомление. Никакая больше документация ему не вручается.
Нарушения со стороны ИНФС
Нарушения могут быть выявлены не только со стороны налогоплательщика, но и со стороны проверяющего налогового инспектора. Если таковые были замечены, его решение может быть оспорено.
Самые распространённые ошибки ИНФС:
- Налогоплательщик не был уведомлён о том где, когда и во сколько будут рассматриваться материалы дела;
- Был нарушен период, установленный в НК РФ;
- При получении ИНФС доказательной базы, были выявлены нарушения НК РФ;
- Вынесенное решение о привлечении налогоплательщика к ответственности не подтверждено конкретными ссылками на статьи, указанные в НК РФ;
- Извещение о рассмотрении материалов дела было предоставлено адресату после указанного в нём числа;
- В составленном акте не содержится подтверждающих фактов и доказательной базы, исходя их которых налогоплательщику были выписаны штрафные санкции.
Любой из этих пунктов может быть оспорен в пользу налогоплательщика.
Полезные советы для прохождения успешной проверки
- Вся важная документация должна содержаться в полном порядке. Если какой-либо ценной бумаги не хватает – нужно её восстановить, запросить заново и так далее. Рекомендуется всю документацию дополнительно держать в электронном виде, чтобы она была всегда при налогоплательщике.
- Нужно тщательно следить за цифровыми показаниями. Налогоплательщику нужно убедиться, что в бухгалтерии верно вносятся сведения в отчёты и следят за возникшими изменениями.
- Стоит быть осмотрительным при выборе контрагентов.
- При предоставлении документации нужно заранее убедиться, что на них не содержится никаких «лишних отметок»: сокращения, непонятные символы, иероглифы и так далее.
- Но самое главное, что не нужно делать во время проведения проверки – это злиться, показывать обеспокоенность, паниковать и не конфликтовать.
Аутсорсинг бухгалтерского учета — это возможность уменьшить расходы организации, посредством оптимизации бизнес-процессов, через полную или частичную передачу ведения бухгалтерии аутсорсинговой фирме. Наша компания возьмет все заботы о вашем учете и отчетности в ФНС на себя. Подробнее об услугах бухгалтерского аутсорсинга можно узнать по ссылке.